Закон "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ был принят 26.10.2002г. взамен ранее действовавшему Федеральному закону №6-ФЗ от 08.01.1998г. "О несостоятельности (банкротстве)" и предшествующему Закону Российской Федерации №3929-1 от 19.11.1992г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", а также Указа Президента РФ №623 от 14.06.1992г. "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур". Однако и современный закон не стабилен - на текущий момент он изменялся около 150 раз!
Количество дел о банкротстве было достаточно велико на проятжении все истории современной России с самого начала 1990-х годов из-за последствий "шоковой терапии", проводимой государством. Великое множество предприятий подверглись этой процедуре - фактически это стало "похоронным конвеером" организаций. Эта категория дел породила максимальное число злоупотреблений и рейдерских захватов предприятий, их уничтожения.
Одним из самых острых вопросов при рассмотрении судами дел о банкротстве является привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Усиление ответчтвенности контролирующих лиц стало основным смыслом изменений закона о банкротстве в середине 2017 года. У судов появилась возможность признавать контролирующими лицами не только тех, кто прямо поименован в законе, но и иных. Исчисление трёхлетнего срока - признака, необходимого для привлечения к субсидиарной ответственности контролирующего лица, также было изменено: теперь он исчисляется с момента возникновения признаков банкротства, а не с момента принятия судом заявления. При этом дополонительно уточняется, что сокрытие должником и/или контролирующим должника лицом неплатёжеспособности не влияет на определение даты возникновения признаков банкротства.
Субсидиарная ответственность может наступить в следующих случаях:
- Если невозможность полного погашения требований кредиторов наступила вследствие действий (бездействия) контролирующего должника лица.
- Неподача (либо несвоевременная подача) заявления о банкротстве.
- Причинение убытков контролирующим должника лицом (статья 61.13 Закона "О банкротстве").
При этом закон позволяет таким лицам доказывать, что они не имели фактического контроля и являлись лишь номинальными управленцами или учредителями. Однако закон требует, чтобы такой номинальный учредитель или участник раскрыл фактического бенефициара и/или сокрытое имущество должника. Только в этом случае может быть применена отмена санкции на основании п.9 ст.61.11 Закона "О банкротстве".
В настоящее время судебная практика идёт по пути ужесточения ответственности контролировавших должника лиц. Это следует из содержания Поставновлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, анализа содержания судебных актов по делам о банкротстве, рассматриваемых арбитражными судами, в том числе и с нашим участием. Это обстоятельство вынуждает быть осторожнее и осмотрительнее не только руководителей организаций и их учредителей и участников, но и их близких и родственников, поскольку и они могут быть признаны причастными к управлению организацией и доведению её до банкротного состояния, что чревато привлечением к субсидиарной ответственности по долгам организации-банкрота и изъятием личного имущества.
Также в группе риска находятся и приобретатели имущества у организации-банкрота. При чём даже те, кто приобрёл имущество задолго до банкротства - в пределах срока давности на оспаривание сделок органищзации-банкрота. Такая ситуация представляется крайне несправедливой, поскольку приобретая имущество у организации, которая не находится в стадии банкротства, покупатель не имеет возможности проверить её финансовое состояние и удостовериться в том, что через полгода-год она может внезапно стать банкротом. Между тем суды часто признают такие сделки недействительными, что причиняет существенный ущерб нормальному гражданскому обороту вещей и подрывает институт стабильности сделок, пагубно влияя в-целом на инвестиционный климат в России.