Федеральная Антимонопольная Служба рассматривает документы и заявления о включении поставщика или подрядчика в Реестр Недобросовестных Поставщиков (РНП) и ведёт их учёт в нём согласно положений статьи 104 Закона "О госзакупках" №44-ФЗ, а также статьи 5 Закона "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц" № 223-ФЗ.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
О проведении заседания комиссия ФАС извещает участников закупки, которые вправе принять участие в нём и представить свои аргументы и доказательства по всем обстоятельствам дела. Процедура рассмотрения обращения комиссией ФАС регламентирована пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021г. №1078.
Правила ведения РНП установлены Постановлением Правительства Российской Федерации № 1211 от 22.11.2012г.
При этом необходимо знать, что не признаётся недобросовестным участник закупки, если в результате проведения проверки, предусмотренной комиссией ФАС в ходе внеочередной проверки, выявлено, что уклонение от заключения договора, ненадлежащее исполнение договора возникли вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Однако, необходимо учитывать, что к таким обстоятельствам не относится уклонение участника закупки от заключения договора, отказ поставщика (исполнителя, подрядчика) от исполнения договора по причине введения в отношении заказчика указанных санкций и (или) мер ограничительного характера.
Также оправдывающими поставщика или подрядчика обстоятельствами, которые препятствуют его внесению в РНП, являются принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, не подтверждение заказчиком фактов существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, нарушения требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в чч. 4 - 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, комиссия ФАС осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов комиссия ФАС включает информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно разъяснений, данных Верховным Судом в "Обзоре судебной практики №4 (2019)" от 25.12.2019г., антимонопольный орган при проведении государственного контроля (надзора) не вправе вторгаться в предметную (ведомственную) компетенцию иных государственных органов и выносить предупреждения в связи с установлением признаков нарушения законодательства в тех сферах отношений, которые ему не подконтрольны и не связаны с защитой конкуренции.
Это весьма важное замечание, на которое стоит обратить внимание при оспаривании решения ФАС - не вышел ли этот госорган за пределы своих полномочий?
Согласно ч. 9 ст. 4 Закона N 135-ФЗ под недобросовестной конкуренцией понимаются действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
При выдаче предупреждения, содержащего властное требование о необходимости прекращения недобросовестной конкуренции, антимонопольный орган в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 65 АПК РФ должен доказать, в чем состоят признаки не только недобросовестного (противоправного) поведения, но и признаки ведения недобросовестной конкуренции, прежде всего, признаки существования причинно-следственной связи между противоправным поведением хозяйствующего субъекта и получением выгод за счет своих конкурентов и потребителей.
К полномочиям ФАС России также относится и рассмотрение дел об административных правонарушениях законодательства о контрактной системе (статьи 7.29 - 7.32.6 КоАП РФ).