Оспаривание результатов торгов

Признание торгов несостоявшимися ввиду допущенных при их проведении нарушений

Объявленный конрукс, аукцион или запрос котировок могут быть признаны несостоявшимися по основаниям, предусмотренным статьёй 52 Закона "О госзакупках" №44-ФЗ:

- подана или соответствует требованиям только одна заявка или ни одной

- все заявки отклонены

- все участники признаны уклонившимися от заключения контракта

- отказ заказчика от заключения контракта с единственным участником при обнаружении, что участник закупки не соответствует требованиям или предоставил недостоверную информацию

В случае наличия лишь одной заявки контракт заключается в порядке, предусмотренном статьёй 93 Закона "О госзакупках" №44-ФЗ с единственным поставщиком.

Дополнительные разъяснения относительно вопросов о последствии торгов несостоявшимися даёт пункт 5 Информационного письма Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 "О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ".

Разъяснено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ по результатам несостоявшегося запроса котировок в электронной форме осуществляется без согласования с контрольным органом в сфере закупок.

Пунктом 4 части 5 статьи 93 Закона N 44-ФЗ согласование с контрольным органом в сфере закупок предусмотрено исключительно для конкурсов и аукционов (если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельные установленные Правительством Российской Федерации).

Отдельным видом нарушений, допускаемых заказчиками при размещении извещения о закупке в Единой информационной системе в сфере закупок, является неточное либо двусмысленное описание предмета или существа закупки или требований к её участникам.

Как неоднократно разъяснялось региональными управлениями ФАС, исходя из буквального толкования положений Закона о контрактной системе №44-ФЗ, следует, что извещение о закупке должно обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, а также требований к участникам закупки. Требования извещения, условия закупки не могут содержать противоречивую, недостоверную или непонятную информацию и должны полностью информировать потенциальных участников закупки о соответствующих требованиях, указанные требования должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми.

Несвоевременное внесение изменений в описание объекта закупки также может быть признано нарушением, влекущим признание торгов несостоявшимися.

Обычно в таких случаях сотрудники заказчика, ответственные за размещение извещения о закупке и формирование требований к товару/услуге либо поставщику/исполнителю ссылаются на технические ошибки. При этом зачастую такие "технические ошибки" позволяют выбрать "нужного поставщика", незаконно ограничив конкуренцию со стороны иных подрядчиков. Безусловно, режим благоприятствования "нужному" поставщику со стороны работников заказчика - это весьма острая проблема, полностью разрешить которую правоприменительная практика явно не в силах.

Отклонение заказчиком зявки при отсутствии для этого законных оснований может являться основанием для признания торгов недействительными, если подрядчик или исполнитель смогут доказать такие обстоятельства.

Однако, даже в случае установления наличия таких нарушений, суды зачастую отказывают в исках о признания торгов недействительными, поскольку на момент рассмотрения дела в суде договор, заключенный по результатам торгов, частично исполнен. С учётом длительных сроков рассмотрения дел судами данное обстоятельство зачастую является решающим, не смотря на то, что с точки зрения буквального толкования закона является несправедливым.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, предусмотренные статьей 51 данного закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

При рассмотрении судами требований о признанием торгов недействительными учитывается, возможно ли восстановление прав истца таким путём. Учитывается также очерёдность, присвоенная по результатам рассмотрения и оценки заявок, поскольку в случае признания торгов недействительными вместо победителя может контракт быть заключён со следующим по списку участником. При этом присвоение номеров происходит в вышеуказанном порядке.